Menu

Отчет по результатам практики

Отчёт

по результатам организации и прохождения

 различных видов практики по специальности

 050303 Иностранный язык

за 2009-2010 учебный год

 

 

За истекший период 2009-2010 уч.г. было организовано прохождение различных видов практики студентами ОГОУ СПО МПК по специальности 050303 «Иностранный язык». Следует отметить, что при распределении студентов по школам учитываются:

  • мнения методистов по практике в выборе базовых школ,
  • пожелания студентов в выборе методистов и школ,
  • положительный опыт сотрудничества с различными базовыми школами города Орла, в том числе и школами с углубленным изучением ИЯ,
  • профессиональные и личностные качества и характеристики конкретных учителей, работающих непосредственно со студентами —  практикантами.

 

Учёт всех этих составляющих, несомненно, даёт положительный результат, о чём свидетельствуют наиболее значимые результаты различных видов практики, представленные в следующей таблице:

 

 

Название практики Группа Сроки Средний балл
Раннее обучение ИЯ

 

56 сентябрь 4,5
Пробные уроки и занятия-2

 

56 декабрь 4,37
Внеклассная педагогическая практика 46 1-ый семестр 4,91
Пробные уроки и занятия-1

 

46 февраль 4,65
Преддипломная практика

 

56 февраль 4,37
Психолого-педагогическая практика

 

36 апрель 4,9

 

По всем видам практики проходит большая предварительная подготовительная работа. На установочных конференциях студенты знакомятся с целями и задачами практики, обязанностями практикантов, режимом работы базовых школ, с перечнем и образцами отчётной документации по практике. На отчётных конференциях, которые часто проводятся  в форме «Круглого стола»,  студенты моделируют  интересные фрагменты с уроков и показывают презентации с отчётами о проделанной во время практики работе, делятся первым положительными и отрицательными  впечатлениями, удачными находками. Методисты детально анализируют результаты практики, дают рекомендации и советы на будущее, объявляют и комментируют оценки.

Несмотря на кропотливую работу всех, без исключения, методистов по практике и учителей базовых школ, ещё остаются проблемы в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Следует отметить некоторые трудности и проблемы, с которыми студенты столкнулись на активных видах практики:

  • Не всегда удаётся чётко ставить цель урока и подбирать материал учебника, который иногда даётся с избытком, для достижения этой цели.
  • При планировании отдельных этапов урока нужно не только определять, что буду делать, но и для чего и как, то есть с помощью каких средств, приёмов, методов будет реализовываться поставленная цель. Чётко продумывать технологию выполнения каждого конкретного упражнения.
  • Следить за правильностью речи учащихся, исправлять допущенные ими ошибки, грамотно строить свою речь.
  • Предугадать трудности, с которыми учащиеся могут встретиться при выполнении домашнего задания, обратить внимание на них уже при объяснении задания на дом. Уметь прогнозировать, какие вопросы учащиеся могут задать при проверке домашнего задания на следующем уроке, чтобы дать им компетентный ответ, показать свою грамотность как учителя. Проделывать все те задания, которые даются детям на дом, то есть тщательно готовиться к каждому уроку.
  • Учиться объективно выставлять отметки за урок с подробными комментариями. Сравнивать достижения учащихся не с другими детьми, а с их собственными успехами или промахами на предыдущих уроках, тем самым ставя перед каждым учеником свою собственную планку и помогая ему брать её.
  • После каждого проведённого урока делать краткий анализ того, что получилось, а что нет и почему. Учиться критично относиться к себе, не винить в своих неудачах других, а стараться понять их причину и, прежде всего, ответить на вопрос: «А что же сделал  неправильно я?»

Следует с положительной стороны  отметить школы с углубленным изучением ИЯ, с которыми мы давно сотрудничаем: №23, 39, 27,  и общеобразовательные школы, где практика всегда хорошо организована и администрация школы поддерживает нас и наших студентов: 36, 16, 33, 19, 7, 32, 38.

Если сравнить общеобразовательную школу и школу с углубленным изучением ИЯ, то можно отметить следующие особенности:

 

  • Разное количество недельных часов в учебном плане, предусмотренных на изучение ИЯ (2-3ч. в обычных классах, 5-6часов  в «углублёнке»)
  • Разные программы обучения ИЯ-ам, более широкий спектр лексических и грамматических тем для изучения.
  • Отсюда, как следствие, разный уровень владения ИЯ.
  • Наличие мотивации, поддержание интереса к изучению ИЯ с использованием различных совместных программ и проектов со школьниками из других стран (обмен учащимися, Интернет-проекты и т.д.)
  • Возможность хотя бы изредка общаться с носителями языка.
  • И, наконец, учебники и другие учебные материалы, которые используются в школах разного типа.

 

Поэтому, распределяя студентов по базам практики, мы всегда стараемся учитывать  показатель языковой подготовки студентов отделения ИЯ.

 

 

 

 

22 июня 2010 год                         Заведующая практикой по специальности

________О.И.Левина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчёт

по результатам прохождения

 различных видов практики по специальности

050303 Иностранный язык

за 1 полугодие 2010-2011 учебного года

 

 

№ группы Вид практики Кол-во студентов в группе На «5» На «4» На «3» На «2» Н/а Средний балл
56 Летняя практика 23 23 5
56 Раннее обучение ИЯ 23 21 1 1 4,87
56 Пробные уроки и занятия-2 23 17 4 2 4,65
46 Внеклассная педагогическая практика 23 18 4 4,72

 

 

По результатам семестра можно сделать выводы, что все запланированные виды практики состоялись. Отрадно, что в этом семестре по специальности 050303 «Иностранный язык» нет ни одного студента -задолжника. Средние баллы и отзывы методистов свидетельствуют о том, что успешнее всего прошла летняя практика и практика «Раннее обучение ИЯ».

Студентам 56 группы было интересно работать в качестве вожатых в различных лагерях области и Подмосковья.  Они проявили творчество, самостоятельность, выдумку и смекалку в работе, умение налаживать отношения  с детьми в разновозрастных отрядах, что было отражено в характеристиках, отзывах детей и родителей, и что они успешно продемонстрировали  на отчётной конференции, которая проводилась в этом году в нетрадиционной форме – реклама (визитная карточка) лагеря.

Практика «Раннее обучение ИЯ» была хорошо организована, несмотря на то, что проходит она в самом начале учебного года, когда процесс обучения в школах ещё не вполне отлажен. Проблем не возникало, т.к. это наблюдательская практика и все студенты с целями и задачами этого вида практики успешно справились. Трудность заключалась в том, что студент 56 группы Башаев Даниил приступил к прохождению практики несвоевременно.

Практика «Пробные уроки и занятия-2» проходила в различных базовых школах г. Орла.  Программа всеми студентами была выполнена, было выдано каждым  по 7 уроков и по одному внеклассному мероприятию или нетрадиционному уроку.

Внеклассная педагогическая практика в 46 группе тоже прошла успешно. Однако следует отметить, что несерьёзно отнеслись некоторые студенты к оформлению документации и подготовке отчётной конференции. Методистам по практике рекомендовано лучше готовить студентов к выступлению на отчётной конференции и добиваться правильного оформления отчётной документации. Целесообразно было бы вернуться к опыту выставления итоговой оценки, когда своевременность сдачи документации являлась одним из важных критериев и влияла на получение положительной оценки за практику.

Среди других проблем следует отметить также:

  • недостаточное количество наглядности в отчётных папках,
  • зачастую отсутствие подробного отчёта о практике с выводами и анализом деятельности самого практиканта,
  • неумение, а зачастую нежелание, самостоятельно анализировать проведённые и просмотренные уроки,
  • неумелая и неоправданная постановка целей и задач конкретного урока,
  • отсутствие комментариев к домашнему заданию в конспекте,
  • неумение видеть, слышать и исправлять ошибки учащихся в процессе проведения урока,
  • трудности и необъективность выставления отметок за урок,
  • отсутствие словесной оценки деятельности учащихся.

 

 

 

Надеюсь, что все замечания будут учтены методистами при  прохождении практики в следующем семестре.

 

Руководитель практики

_______ О.И.Левина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по практике

по специальности

050303 Иностранный язык

за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

 

 

№ группы Вид практики Кол-во студентов в группе На «5» На «4» На «3» На «2» Н/а Средний балл
56 Летняя практика 23 22 1 4,9
56 Раннее обучение ИЯ 22 20 2 4,7
56 Пробные уроки и занятия-2 21 13 6 2 4,5
46 Внеклассная педагогическая практика 15 14 1 4,9

 

 

По результатам семестра можно сделать выводы, что все виды практики, предусмотренные программой и учебным планом колледжа, состоялись.  В  этом семестре по специальности 050303 Иностранный язык, как и в прошлом учебном году,  нет ни одного студента- задолженника. Средние баллы по различным видам практики  и  отзывы методистов свидетельствуют о том, что успешнее всего прошла летняя практика и практика «Раннее обучение ИЯ».

Во время летней практики студенты 56 группы ответственно отнеслись к обязанностям вожатых в детских оздоровительных лагерях Орловской области.  Они проявили творчество, самостоятельность, активность, умение налаживать отношения  с детьми в смешанных отрядах, а также в работе с детьми-инвалидами и подростками с ограниченными возможностями, воспитанниками  детских домов и интернатов.  Это было отражено в характеристиках студентов, отзывах детей и родителей, и  в их выступлениях на отчётной конференции, которая проводилась, как и в прошлом году,  в форме рекламы /презентации лагеря.

Практика «Раннее обучение ИЯ» была хорошо организована, несмотря на то, что проходит она в самом начале учебного года, когда процесс обучения в школах ещё не вполне отлажен. Проблем не возникало, т.к. это наблюдательская практика и все студенты с целями и задачами этого вида практики успешно справились. Однако методисты отмечали, что сложно было планировать свою работу в школе именно из-за нестабильности расписания, в том числе в начальном звене.

Практика «Пробные уроки и занятия-2» проходила в различных базовых школах г.Орла: в школе №19 (подгруппа английского языка),  в школе №7 (подгруппа немецкого языка),  в школе №5 (подгруппа французского языка).   Программа всеми студентами была выполнена, было выдано каждым  по 7 уроков и по одному внеклассному мероприятию.  Хорошие отзывы методистов Мельниковой И.А. и Данилушкиной Т.П. о работе студентов в школе №19 (подгруппа английского языка), где студенты

  • применяли на уроке большое количество наглядности,
  • проявляли самостоятельность в отборе материала при подготовке к уроку,
  • прислушивались к советам и рекомендациям школьного учителя и методиста по практике,
  • использовали разнообразные схемы, таблицы, карточки с заданиями,
  • умело включали в ход урока компьютерные презентации, аудио- и видеозаписи,
  • принимали активное участие в анализе просмотренных уроков своих товарищей.

В работе студентов немецкой и французской подгруппы были определённые трудности

  • в планировании урока,
  • в постановке целей и задач конкретного урока,
  • в поддержании дисциплины в процессе работы на уроке,
  • в выставлении и комментировании оценок,
  • в объяснении домашнего задания,
  • в качестве подготовки к уроку.

 

 

Внеклассная педагогическая практика в 46 группе прошла успешно. Следует отметить, что очень серьёзно отнеслись многие студенты к оформлению документации и проведению отчётной конференции. Все подгруппы подготовили интересные выступления и презентации, поделились впечатлениями и достижениями в ходе практики, проанализировали свои успехи и неудачи, дали советы будущим практикантам.

Предложение заместителя директора по УПР Никиточкиной Г.А. по вопросу оформления накопительной папки по этому виду практики поддержали и решили предоставить конспекты всех мероприятий в методкабинет.

 

 

 

 

Руководитель практики

_______ О.И.Левина

 

 

 

Отчёт

по результатам организации и прохождения

 различных видов практики по специальности 050303 Иностранный язык

за 2011-2012 учебный год

 

 

За истекший период 2011-2012 уч.г. было организовано прохождение различных видов практики студентами БОУ ОО СПО МПК по специальности 050303 Иностранный язык. Как и в прошлые годы,  при распределении студентов по школам были учтены:

  • мнения методистов по практике в выборе базовых школ,
  • пожелания студентов в выборе методистов и школ,
  • положительный опыт сотрудничества с различными базовыми школами города Орла, в том числе и школами с углубленным изучением ИЯ,
  • профессиональные и личностные качества и характеристики конкретных учителей, работающих непосредственно со студентами —  практикантами.
  • показатель языковой подготовки студентов отделения ИЯ.

 

Учёт всех этих составляющих, несомненно, даёт положительный результат, о чём свидетельствуют наиболее значимые результаты различных видов практики, представленные в следующей таблице:

 

 

Название практики Группа Сроки Средний балл
Раннее обучение ИЯ

 

56 сентябрь 4,9
Пробные уроки и занятия-2

 

56 ноябрь-декабрь 4,5
Внеклассная педагогическая практика 46 1-ый семестр 4,9
Пробные уроки и занятия-1

 

46 февраль- март 4,8
Преддипломная практика

 

56 февраль-март 4,5
Психолого-педагогическая практика

 

36 апрель 4,6

 

По всем видам практики проходит большая предварительная подготовительная работа. На установочных конференциях студенты знакомятся с целями и задачами практики, обязанностями практикантов, режимом работы базовых школ, с перечнем и образцами отчётной документации по практике. На отчётных конференциях студенты моделируют  интересные фрагментны  уроков и внеклассных мероприятий, показывают презентации с отчётами о проделанной во время практики работе, делятся своими  положительными и отрицательными  впечатлениями, удачными находками, проблемами. Методисты детально анализируют результаты практики, дают рекомендации и советы на будущее, объявляют и комментируют оценки.

Интересно прошли конференции по внеклассной педагогической практике и практике «Пробные уроки и занятия-1» со студентами 46 группы. Отчёты подгрупп были представлены в различных интересных необычных формах (обсуждение и издательство нового номера журнала «Воспитание школьников» ) с презентациями и подробным анализом пройденной практики.

Также запоминающимся было  выступление студентов 36 группы по результатам психолого-педагогической практики, так как  они представили материалы не только  о прохождении практики в школах г.Орла, но и о впечатлениях от уроков, которые они посещали в учебных заведениях г. Труа во Франции во время дружеской поездки в апреле месяце.

Следует отметить, что отчётная конференция по преддипломной практике для  студентов 56 группы прошла в этом году на высоком профессиональном уровне. Студенты-практиканты продемонстрировали самостоятельность в выборе тем выступлений и отборе необходимого теоретического и практического материала, высказывали свои суждения о проблемах в современном отечественном образовании,  различном уровне технической оснащённости городских и сельских школ, необходимости поднимать престиж профессии учителя в нашей стране. Все методисты отметили их существенный рост по сравнению с результатами практики прошлых лет.

Несмотря на кропотливую работу всех, без исключения, методистов по практике и учителей базовых школ, ещё остаются проблемы в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Следует отметить некоторые трудности и проблемы, с которыми студенты столкнулись на активных видах практики:

  • Не всегда удаётся чётко ставить цель урока и подбирать материал учебника, который иногда даётся с избытком, для достижения этой цели.
  • При планировании отдельных этапов урока нужно не только определять, что буду делать, но и для чего и как, то есть с помощью каких средств, приёмов, методов будет реализовываться поставленная цель. Чётко продумывать технологию выполнения каждого конкретного упражнения.
  • Не все студенты могут следить за правильностью речи учащихся, исправлять допущенные ими ошибки, грамотно строить свою речь на иностранном языке.
  • Зачастую практиканты не пытаются предугадать трудности, с которыми учащиеся могут встретиться при выполнении домашнего задания, обратить внимание на них уже при объяснении задания на дом. Не считают нужным и не умеют прогнозировать, какие вопросы учащиеся могут задать при проверке домашнего задания на следующем уроке, чтобы дать им компетентный ответ, показать свою грамотность как учителя. Некоторые студенты не выполняют сами все те задания, которые даются детям на дом, то есть следует  тщательнее готовиться к каждому уроку.
  • У многих практикантов возникает проблема в объективном выставлении  отметок за урок с подробными комментариями. Некоторые же пытаются  сравнивать достижения учащихся не с другими детьми, а с их собственными успехами или промахами на предыдущих уроках, тем самым ставя перед каждым учеником свою собственную планку и помогая ему  её преодолевать.
  • После каждого проведённого урока всем практикантам нужно учиться делать краткий анализ того, что получилось, а что нет и  почему, критично относиться к себе, не винить в своих неудачах других, а стараться понять их причину и, прежде всего, ответить на вопрос: «А что же сделал  неправильно я?»

В 1-ом семестре текущего учебного года был обобщён опыт работы методиста по практике преподавателя английского языка Мельниковой И.А. и оформлена папка с её материалами по различным видам практики. Кроме того, были представлены в методкабинет образцы  лучшей отчётной документации студентов и конспекты внеклассных мероприятий в помощь студенту-практиканту.

 

 

 

20 июня 2012 год                                            Руководитель  практики

по специальности                                                                                                     ________О.И.Левина